ТВОРЧЕСТВО ДЛЯ ДУШИ
ВОЛШЕБСТВО ЛЭМПВОРКА — СТЕКЛО И ПЛАМЯ
До знакомства со Светланой Светиковой я, конечно, видела творения, сделанные из стекла, но даже и не подозревала, что это и есть лэмпворк .
Лэмпворк (Lampwork) – это искусство работы с горячим стеклом. Бусы из стекла известны человечеству более 5000 лет. Расцвет этого творчества пришелся на античность.
Продолжая рубрику «Профессионалы о профессии» , я приглашаю вас на встречу с творческим человеком, талантливым мастером лэмпворка Светланой Светиковой. Она создает уникальные и очень красивые украшения из стекла.
Когда я увидела работы Светланы, у меня перехватило дыхание от восторга: «Как? Как она сделала эту красоту?» Уверена, что после знакомства с ней, вы влюбитесь в ее работы точно так же, как и я.
- Светлана, занималась ли ты еще каким-то творчеством до лэмпворка?
Если начинать с детства, то в пионерском лагере я ходила в кружок выжигания и рисовала. Причем рисовала простым карандашом, эскизы, пейзажи, горы. Приходила со школы, брала карандаш и вот так расслаблялась. Мне очень нравились мои рисунки. Уже во взрослом возрасте пробовала варить свечки, ткать, делать керамику.
- Как получилось, что именно лэмпворк потеснил все остальные увлечения и стал делом жизни?
Не знаю, наверное, чутье. Керамику попробовала – энергии нет, коврики попробовала ткать – тоже не шла энергия.
И когда я первый раз увидела стеклянные бусины в украшениях Анны Ефимкиной, то решила – я буду этим заниматься! Это необъяснимые вещи.
Если горшки я знала, как делать, понимала, как делаются коврики, то про лэмпворк вообще ничего не знала! И когда я пришла учиться к мастерице, она меня спросила: «Ну, расскажи, что видела, что знаешь про лэмпворк?» И я с удивлением смотрела на нее с немым вопросом в глазах: «А что об этом можно было посмотреть в интернете?» И вот теперь стекло вытеснило все другие мои увлечения. Думаю, что это мое призвание.
- Что лэмпворк привносит в твою жизнь?
Во-первых, я погружаюсь полностью в себя. Есть же выражения «вышел из себя» или «я не в себе», так вот здесь я сама с собой, думаю о своем, про свое состояние «здесь и сейчас». И это так круто! На работе, за телевизором про себя не думаешь, много отвлекающих факторов. А вот за этим занятием я размышляю о себе, о жизни, о планах на будущее. Я нахожусь в гармонии с собой и с миром.
- А эти мысли отражаются в твоих работах?
Безусловно. Сижу и осознаю, глядя на бусину, что происходит со мной. Много красок, они смешиваются. Я придумываю новые техники. Я не подбираю цвета, вот как пошло, так и пусть и идет – творческий поток. Также и в жизни — не надо много думать, бери и делай. И тогда получится так, как надо. Можно создавать бусины под настроение, под определенную одежду, под событие – полная свобода творчества.
- Кто оказал на тебя наибольшее влияние как на мастера?
Конечно, это мастер, у которого я училась. Повторяла за ней. До сих подсматриваю за другими мастерами новые техники. Меня вдохновляет красота во всех ее проявлениях. Вдохновляюсь природой , живописью. Недавно сделала бусину по мотивам картины Ван Гога «Звездная ночь». Осенью увидела березки по пути в мастерскую – приехала и сделала их в бусинах. Пошли на Ура!
- Какие трудности вставали на твоем пути, когда ты только начинала заниматься лэмпворком?
Первое – это реализация. Делать можно бесконечно много, но куда потом девать изделия? Нужны покупатели. Куда продавать? Как оказалось, и на этом рынке есть конкуренция, как и в любом другом деле. Это было сложно – продвинуться на рынок, сделать себе имя.
- Что помогло эти трудности преодолеть?
Упорство. Любовь к своему делу. Главное — не останавливаться. Даже, если ноль рублей в кошельке, продолжать делать, заниматься своим любимым делом. Оно выстрелит рано или поздно. Главное не сдаваться!
- Перед тем как сесть за горелку, ты планируешь, какой получится бусина?
Мне кажется ,что планирую, но как показывает практика, что НЕТ))) Я выбираю стекло, выбираю цвета, ориентируясь на свое состояние, настроение. Но в итоге не знаю до последнего момента, какой будет результат. Почти всегда это приятный сюрприз.
Как говорит Сара Хорник: «Трудно контролировать стекло, потому что на самом деле стекло контролирует вас. И поэтому реальный результат всегда отличается от ожидаемого».
Это так на самом деле. Кажется ,что мы контролируем пламя, но оно порой ведет себя по- другому. В этом и прелесть лэмпворка, что эти процессы взаимодействия стекла и пламени не контролируемые. В такие моменты получаются самые красивые работы. Я последнее время расслабляюсь и отдаюсь полностью процессу, что получится, то получится. Так же и учу своих учеников на мастер-классах — расслабиться и «пойти» за стеклом.
- Какая комбинация цветов твоя самая любимая?
Сегодня был изумрудный, золото. Это каждый раз зависит от настроения.
Сейчас меня на зелень тянет. До этого был красный. Любимых нет.
Я больше всего люблю содержание серебра в бусине. Работа с серебросодержащим стеклом – это для меня огромное удовольствие, люблю блеск. И пузыри очень люблю.
- Какие цвета предпочитают покупатели? Есть тенденции?
По — разному… Это зависит от состояния. Весной – зелени было много. Часто радужные бусины заказывают. Каждый выбирает на свой вкус.
- Ты помнишь свою первую проданную авторскую вещь?
Да, помню. Я принесла на обучающую группу несколько бусин, зажала в кулачке и боялась показать. Мне было так неловко. Мне казалось это некрасивым, то, что я делаю. Испытала смущение от такого внимания. Но группа дала такую огромную поддержку. От друзей, знакомых – она очень важна. Раскупили все мои бусины.
- Если бы тебя сейчас попросили выбрать единственное украшение или единственную бусину из всех твоих работ, что оказалось бы в числе избранных?
Вселенная. Это однозначно. Почему? Ее можно разглядывать бесконечно. Она по-разному играет.
- Над чем работаешь сейчас, какие новые техники осваиваешь?
Сейчас только свое придумываю. Базовые техники освоила. Сейчас у меня желание собрать себе украшение из своих бусин. Поэтому я делаю много разных бусин ,чтобы потом можно было создать какой то рисунок в украшении.
- Когда помимо творчества у тебя была еще работа, основная, как принято говорить. Хватало ли времени на личное творчество? Возможно ли совмещать творчество и работу?
Я работала и занималась параллельно. Если как хобби то можно. Но для этого совсем не нужно покупать оборудование. Просто ходить на мастер-классы.
А если это все-таки призвание, и ты хочешь сделать из этого бизнес – то однозначно нужно уходить, потому что времени не хватает. Нужно в это погрузиться, и тогда происходит вот что: начинаешь видеть пути развития, куда и как двигаться дальше.
- Если взрослый человек захочет заниматься лэмпворком, сколько времени ему на это потребуется? Как проходит обучение?
В течение 5-7 я обучаю базовым техникам. Рассказываю технологию полного цикла от закупки стекла до готовности бусины. Я сама обучалась по выходным целый месяц по 4-5 часов в день за горелкой. Этого достаточно, чтобы выпустить ученика в свободное плавание. Я даю базу, а навык они нарабатывают сами.
- Про твои мастер-классы расскажи подробнее.
Возникает момент, когда хочется делиться знаниями и умениями. Что я поймала на своих мастер-классах? Я вдохновляюсь от людей. Вот ты выбрала цвет, я его могла еще долго не видеть. Но в работе с тобой, увидела его, и мне захотелось с ним поработать. Сегодня сделала много интересных бусин с этим цветом. Они получились волшебные.
Сначала я взяла за основу МК, которые проводят другие мастера. По программе. Например, сегодня вы делаете горошины, завтра — пузыри. Это мне стало неинтересно и скучно, и я пошла на эксперимент: дала возможность ученикам проявить себя и сделать бусину по-своему желанию. Вот тогда и началось полное творчество. Для себя я в этот момент поняла — не надо диктовать людям, что делать, не нужно шаблонов и ограничений. Поэтому на моих мастер-классах нет никаких «рамок». Когда люди приходят, и готовы творить свободно, тогда и начинается творчество для души. У меня нет программы, нет системы. Я против этого. Это вводит человека в ступор, он начинает сравнивать. Ну, и пусть сначала у вас получится коряво – все равно это будет шедевр, который никто не повторит, это будет ваша уникальная работа.
- Твои планы на будущее?
Хочу сделать несколько рабочих мест для обучения, чтобы проводить групповые мастер-классы.
Из личного — очень хочу съездить в Венецию и обучиться у мэтров, которые работают со стеклом, побывать у истоков лэмпворка.
- Что пожелаешь нашим читателям?
Главное верьте в свое дело, в свои силы. Если нравится, делайте, не бойтесь ошибаться. Я смотрю на свои первые работы, они мне сейчас кажутся смешными. Сначала подумала удалить их из инстаграмма. А потом думаю, нет, не буду. Наглядно видно, как растет мое мастерство)))
Творчество дает, прежде всего удовлетворенность жизнью ,возможность делиться тем ,что видишь сам, и что восхищает тебя в этом мире.
Верьте в себя, слушайте себя, ищите свой путь и свое вдохновение – оно есть у каждого!
Комментарии: