post

«Очень хочется, чтобы история для них была вкусной, во всех смыслах этого слова»

О талантах и стереотипах в педагогике, уникальности современных детей и сложности родителей, о творчестве, искренности и справедливости в интервью с учителем 1 Гимназии города Новосибирска Сычевой Натальей Александровной.

Начинаем по традиции с начала. С чем был связан выбор учебного заведения и специальности?

В первую очередь с тем, что школьный психолог сказал, что мне нужно идти в пед на исторический факультет, а во-вторых – моя мама всегда мечтала быть учителем. Ну, психолог мне сказала идти либо в пед, либо в театральный. Я поняла, что в театральном меня не ждут – пошла в пед. Плюс еще то, что папа у меня тогда работал в обкоме партии и в то время сделать карьеру партийную, можно было став историком.

Уже когда только поступили, знали, что станете учителем?

Сразу же в принципе на первой практике, после первого курса в лагере. Я поняла, что только с детьми, никакая партийная номенклатурная деятельность меня не привлекала, только учитель.

В педагогическом университете практика чуть ли не с первого курса – удалось за это время получить представление о профессии? Насколько близким оно было к тому, что впоследствии вы увидели в школе?

Удалось, конечно, и представление было очень четким и очень близким. У нас была руководитель практики учительница тогда 22 школы Чернова Нина Петровна. И я считаю, что она гениально у нас провела эту практику. Мы поняли и почувствовали, что такое педагогика в действии, и в тоже время она нам показала наши ошибки, что на первом этапе очень важно. То есть на самом деле не разочаровалась однозначно, дети меня не напугали.

Как складывалась карьера? Как попали в лучшую гимназию города?

Когда я окончила институт, было почти обязательное распределение. В принципе, по сути, папа меня поменял на забор – папино предприятие, он тогда уже работал на заводе, было шефом школы, школе нужен был забор, а папе нужно было, чтобы меня оставили в городе, а не отправили в деревню. Обмен состоялся. Десять лет я работала в этой школе, а потом искали учителя истории в первую гимназии и меня взяли. Опять же это тоже больше связано с семьей, потому что муж тогда работал в первой гимназии учителем изобразительного искусства.

Большинство, далекое от образовательной деятельности, как правило, выражают большой страх перед детьми, считают эту работу крайне тяжелой в эмоциональном плане. Так ли страшен черт, как его малюют?)) Сложно с детьми?

На самом деле с детьми хорошо, с ними очень интересно. Конечно, сложно, потому что они меняются – мы меняемся меньше. Мы привыкли к такому, скажем так, пиетету, который должен быть по отношению к учителю. Этого пиетета давно в детях нет, есть либо уважение и авторитет, которые ты зарабатываешь сам, либо ты в принципе не принимаешься детьми. Они классные, они умные, очень умные на сегодняшний день, и я преклоняюсь перед некоторыми и учусь, потому что они очень разносторонние. И у них такой поток информации сейчас, что, честно говоря, я правда поражаюсь, как они с этим живут и справляются. Притом они же дети – они добрые, хорошие, внутри они все равно остаются таковыми. У них нет такого коллективизма, как это было раньше, например: «За школу, за Родину, вперед!». Но при этом готовы прийти на помощь, выручить, готовы, например, просто посидеть попить чай, поговорить, но в тоже время придут, выучив уроки. Дети хорошие, сложнее с родителями.

Чтобы у таких хороших и талантливых детей, заслужить искренний авторитет, что нужно делать? Каким нужно быть?

Искренним. Нужно быть, наверно, настоящим и все. Ну, профессионалом однозначно, то есть без этого абсолютно никуда. Опять же настолько много информации, что сейчас уже учитель не истина в последней инстанции, поэтому он должен уметь слышать другое мнение, не принимать себя, как единственно верное решение. Понимать, что дети имеют право на свое собственное мнение, но при этом учить их аргументировать это мнение. И опять же учителю должно быть не все равно, что с детьми. Он должен видеть и слышать их, потому что, если не видишь, не слышишь, то, наверно, не надо здесь работать уже.

Вообще, что для вас самое сложное в работе учителя?

Сложное – отчеты. Легче всего провести любое мероприятие, глобальное, объемное – тяжелее это все записать, куда-то оформить. Потому что столько начинаний, которые пока на уровне мероприятий только, можно было уже диссертацию написать по этому поводу. Количество бумаг и отчетов просто неимоверное. И последнее время сложно работать с родителями, если до ребенка еще как-то можно достучаться, то родители часто просто не слышат. Для них ребенок – идеал и они не пытаются видеть, что он разный. Потому что «ребенки» очень умные, где каким надо быть, такой он и есть: каким хотите видеть – таким я буду сегодня.

А что самое приятное – благодарное, как еще говорят, в профессии?

Это, наверно, восторг, когда все получается. Когда, например, переживаешь любую тему с ними, как заново для себя. Когда учишься у них, когда они начинают рассказывать то, что даже не знаешь ты в своем предмете, такое сейчас тоже бывает, потому что информация очень объемная. Ну и, наверно, то, когда они успешно сдают свои экзамены и поступают. И вообще просто, если они с удовольствием уходят с урока, это уже счастье. Есть у меня классы, которые не сдают историю, но которые я не отдаю, даже когда у меня перегрузка страшная, потому что с ними суперинтересно! Когда они просят, чтобы я провела у них интеллектуальную игру, например, то есть не воют, что «ой, опять», а наоборот – «пожалуйста, мы хотим!». Это, наверно, и есть самое благодарное.

На сегодняшний день у вас за плечами большое количество конкурсов, наград. Без лишней скромности расскажите: чем, где, когда отличились?

Конкурс «Классный руководитель года» — в 2009 году я стала абсолютным победителем города, лауреатом и города, и области в конкурсе «Учитель года» в 2010 году, и финалистом в этом же году всероссийского этапа конкурса. Также победитель приоритетного национального проекта «Образование», конкурс «Лучшие учителя», дважды участвовала в 2010 и в 2016 году и оба раза победила.

Ваши достижения и достижения выпускников, безусловно, дают основание считать вас по-настоящему талантливым учителем. Что, по вашему мнению, составляет талант учителя? Что важно всегда иметь в виду? О чем помнить? Талантливый учитель – это кто?

Я думаю, что талантливый учитель – это учитель, который сам все время учится, учится везде, который знает свой предмет. Учитель, который знает свой предмет с точки зрения детей, что они разные, и в принципе, как взрослый человек, умеет признавать свои ошибки, потому что дети не всегда способны это сделать, а взрослый человек должен первым идти на уступки. Талантливый учитель – это учитель, который может не обострять ситуацию, а наоборот – способен разрешать любую ситуацию, даже если придется наступить на горло собственной песне. Талантливый учитель – это, конечно, человек, обладающий харизмой однозначно, потому что без этого в педагогике делать нечего. И талантливый учитель не ограничен только своим предметом, обязательно должен быть, как и у любого нормального человека, свой интерес, свои какие-то хобби, свои заморочки. Это очень узко и очень тоскливо, когда только в своем предмете и только в педагогике, и личная жизнь должна быть во всех ее проявлениях – это и хобби, и спорт, посиделки с подругами, друзьями, семья, если такое счастье есть, то есть это очень многое. И это больше талант человеческий, чем учительский – уметь это все удержать. И еще очень важное качество, это справедливость, ребенок может простить очень многое, но несправедливость не прощает абсолютно.

Что помогло лично вам состояться в профессии? Добиться столь высоких результатов?

Ну, наверно, первое – это пример. У меня была уникальная учительница русского языка Дума Галина Ивановна, это яркий такой пример для меня, я до нее не дотягиваюсь пока, мне не хватает жесткости, такой требовательности. И вот, говоря о таланте этого педагога, у нее был такой культ справедливости, который я полностью разделяю: отличнику два – легко, двоечнику пять – легко, если заработал, заслужил. Кроме того, помогли состояться в профессии – курс и группа, в которой я училась, это прям курс был такой звездный, очень талантливые ребята, это была команда, которая из института вынесла очень много. И еще, наверное, упертость такая жизненная помогла, когда есть трудности, они меня бодрят, не опускаю руки, спортивный дух во мне есть. Ну и артистичность, наверно, с которой я хотела пойти в театральный.

Я знаю, что не последнюю роль в этом вопросе сыграл ваш бесконечный творческий подход. Вообще – какое место в вашей работе занимает творчество? Каким целям служит?

Работа учителя – это вообще бесконечно творчество. Тема урока одна, и если я в пяти классах веду этот урок, он всегда получается разным. Потому что есть разные профили, и для будущих медиков одна и та же тема поворачивается немного другим креном. Ну и кроме того любой учитель-предметник хочет, чтобы его предмет любили, чтобы им интересовались. И так как мне очень хочется, чтобы это было не для экзамена, не для оценки за контрольную, поэтому без творчества невозможно абсолютно.

Из практики моей это – какие-нибудь культурологические праздники, например, когда мне мало только истории, когда я начинаю сюда притягивать таких товарищей, как литераторов, иностранцев, кулинаров. Когда мы изучаем, например, бесконечный 19 век и проводим конкурс «Любимое блюдо известного писателя», они изучают, что любил этот писатель, готовят это блюдо, представляют его жюри, это очень интересно. Настолько спектр расширяется, когда дети через танцы, через музыку этого времени начинают понимать мой предмет. Просто очень хочется на самом деле, чтобы история для них была вкусной, во всех смыслах этого слова.

И все-таки первое в работе учителя – это научить. Что помогает увлечь ребят историей, ведь, наверняка, не все изначально заинтересованы?

Я вообще на своих уроках нагло утверждаю, что детям для жизни нужны два предмета – это ОБЖ и обществознание. Все остальные нужны для хорошей жизни, а без этих двух просто не прожить, потому, что мы живем в обществе и, следовательно, нужно знать законы этого общества, чтобы в нем жить, ну а ОБЖ, чтобы просто физически жить, сохранять здоровье и безопасность. Не знаю, как увлечь, увлечь собой, если сам увлечен – увлечешь других. Если ты приходишь на работу, отработать и получить зарплату – не получится. Нужно жить этим, самому должно быть интересно – уйма интересных открытий, которые приносят сами дети, и очень важно проявлять к этому интерес. У меня благодарнейший предмет – это исторические анекдоты, это какие-то курьезные случаи, это интересные моменты в биографии людей, которые цепляют и, наверно, больше запоминаются, чем экономические реформы, политические решения… Опять же вот – интервью у дедушки про времена Брежнева, вот это ощущение вкуса той эпохи, когда не по учебнику, а с дедушкой, с его слов, историй, воспоминаний, и опять же дедушке радость – внук наконец-то заинтересовался. Притом вопрос, что помните из политики и экономики того времени – большинство ничего не помнят, они помнят ощущения, отношения, пустые полки в магазинах, и, наверно, это даже важнее чем сухие цифры – насколько выросло, упало производство.

Насколько удается пробуждать дух патриотизма, высокие чувства к Родине через уроки истории?

Я могу сказать, что глобальное большинство наших детей – патриоты. И на уроках есть уйма тем, которые эти чувства просто напросто пробуждают. Например, здесь замечательно служат отечественная война 1812 года, смутное время – это настолько выводит на то, что становится за свою Родину прямо так хорошо, что мы начинаем чувствовать и осознавать себя как единое целое, что это наши предки, что мы к ним причастны. Плюс еще вот эти три года, когда у нас «бессмертный полк» появился, и очень многие дети с удовольствием участвуют, притом очень продумано и глубоко, то есть это не поверхностное такое явление. Поэтому наши дети в большинстве своем патриоты, даже если они уезжают учиться за границу, это не говорит о том, что они не патриоты, это скорее о том, что там образование пока лучше.

Передать знания – это одно. А вот научить мыслить, рассуждать, анализировать – задача сложная. К каким методам, приемам прибегаете в этом вопросе?

Есть конкретные методики, и нет смысла изобретать велосипед. Например, есть такая методика как дебаты – когда они берут отдельную животрепещущую тему и находят аргументы, как «за», так и «против», плюс еще учатся слушать друг друга, слышать друг друга. Например, мы проводили дебаты «Политические партии начала 20 века», когда они были все партиями и какую-то свою предвыборную кампанию вели.

Опять же я взяла прием из методики критического мышления – учить задавать вопросы. На самом деле неумение задавать вопросы – это недополучение огромного объема информации, и этому очень важно детей учить. Это те методы, что приходят на вскидку. И опять же аргументация, вообще любая, вот контрольная, например, — два аргумента «за», два аргумента «против», любое историческое явление нельзя однозначно интерпретировать. Поэтому – защитите, обоснуйте. Какие-то моменты, когда главное думать, но учить тоже надо, иначе думать будет не о чем.

А еще учитель воспитывает, ведь папам и мамам иногда некогда. Расскажите о работе классного руководителя? Что значит сформировать детский коллектив? Как сделать так, чтобы коллективом он остался и спустя многие годы после завершения учебы?

Любой коллектив всегда формируется в действии, поэтому детям нужна какая-то деятельность, которая не сверху будет им навязана, а будет им самим интересна. Они должны что-то делать и делать вместе. У нас есть такой проект замечательный, он уже работает восемь лет – когда мы набираем профильные девятые классы, проводим такую летнюю школу. Мы вывозим девятиклассников на два дня и действием, деятельностью так заваливаем, что им ничего не остается, как стать коллективом. Конечно, самое тяжелое – это пятые классы. Очень многие из них привыкли, что все за них делают родители, здесь и ребятам надо помочь стать более самостоятельными, и немножко отстранить родителей от внутренней жизни класса, при этом родители, конечно, это тоже соучастники этого процесса. Еще раз повторюсь, главное что-то делать, не просто говорить: давайте будем дружными, а делать. Кто-то заболел – давайте мы ему напишем все смски и отправим в один момент. Казалось бы, мелочь, но когда ребенок получает 30 смс в один момент и выздоравливает, это, конечно, здорово!

У педагогов, как известно, один из самых чудесных отпусков – большой и летом. Но они его не отдыхают, а ездят в лагеря. Расскажите об этой стороне своей жизни. Что в жизни лагерной так манило вас на протяжении многих лет и не давало отдыхать?

Это чудесный первый курс, когда мы были на практике в «Чкаловце», это, наверно, самые яркие первые впечатления такие, тогда и затянуло. Я же понимаю, что это наркотик в каком-то смысле, без которого невозможно и опять же это великолепная возможность проявить себя. Проявить то, что ты не можешь в полной мере проявить в школе, потому что ты должен учить, ограничен уроком, ограничен пространством. В детском лагере это пространство значительно шире, больше, как пространство территориальное, так и в принципе пространство профессиональное, в том плане, что петь, плясать, танцевать, придумывать надо еще больше, там без творчества еще хуже, чем в школе. Плюс еще конечно Артек, то есть это такой заряд на всю жизнь. Дальше без этого невозможно, ну как спортсмены не могут без своего дела, без спорта, мы точно также.

Работая в лагере в должности «заместителя директора», на протяжении многих лет вы руководили коллективом вожатых, это уже совсем недетский коллектив – другой возраст, контингент и вообще ситуация. Как подбирали педагогические ключики – искали подход, стиль руководства?

Я думаю, интуитивно. Руководство даже в школе происходит во многом интуитивно. А, кроме того, возвращаясь к началу разговора, это искренность, независимо от того – подчиненные, начальники, равные по положению люди. Потому что я очень надеюсь, что этого положения: подчиненный – начальник, в наших отношениях и не было, мы были единомышленниками, командой. Кроме того, доверие. Я поняла, что в лагере я тоже научилась доверять, и если раньше действовала по принципу: хочешь сделать хорошо – сделай это сам, то теперь поняла, что это могут сделать и без меня, и делать хорошо, не хуже однозначно. И это на самом деле, пожалуй, тяжелее, чем сделать самому. Конечно, ошибки есть, есть всегда. Недавно писала в магистратуре работу по педагогическим стереотипам, и поняла, что они есть всегда, с ними легко, конечно, отличник – всегда отличник, двоечник – всегда двоечник, например, главная задача – уметь в этих стереотипах уходить от ненужного.

 

 

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *