post

Кудесник у печи

О детских увлечениях, любимом хобби и каждодневной работе, учении и обучении гончарному ремеслу, о детях и взрослых, о вдохновении истории и магии глины в интервью с гончаром ООО Корн Александром Акулининым

Ремесло, которым вы сейчас занимаетесь, выросло из детского увлечения? Или вы пришли к глине уже, что называется взрослым состоявшимся человеком?

Ремесло это выросло из детского увлечения: около двух лет я ходил в художественную школу, там мы рисовали и лепили. В мастерской был гончарный круг, на котором мы работали, и первые – самые яркие впечатления остались из детства. Это волшебство, которое сейчас всегда со мной. Я встретился с гончарным делом в возрасте 12 лет. Лепил я тогда с удовольствием, как и все ребята, лепка и рисование чередовались, но мы всё равно ждали лепку. Потому что, действительно, это было для нас чем-то необыкновенным. А устроился на работу в Корн я случайно, узнал про основание фирмы, это было в 1995 году. Так получилось, что меня тут же взяли, и я попал именно на начало и развитие этой фирмы, так все сложилось удачно и завертелось. Осенью будет уже 22 года, как я сотрудник Корна, занимаюсь гончарным делом.

Почему вы остановили свой выбор не глине? Какой он этот материал, и чем он вас привлекает?

Я вообще творческий человек – пробовал рисовать, музыкой занимался, к искусству меня всегда, тянуло, хотя учился в техническом институте, и как раз находясь в академическом отпуске, я попал в Корн на подработку и уже не вернулся в институт, потому, что полностью поглотила меня работа с глиной, с головой ушел в это дело. Глина — материал очень интересный для меня. Во-первых, как впоследствии выяснилось, я очень хорошо чувствую форму, и это, безусловно, помогает в работе, глина дает трехмерную картинку, изделия всегда получаются объемные. И, конечно же, гончарный круг, это такая вещь удивительная – трудно отказаться от такого, это поражает, это всегда что-то новое, и, если ты знаком с этим с детских лет и сохранил эти первые яркие впечатления – то это надолго.

Что для вас гончарное мастерство? Что оно вам дает и привносит в вашу жизнь?

В первую очередь, конечно, это моя работа любимая и каждодневная. Были, как у любого человека, времена сложные, кризисные, и кризис был довольно серьезный, когда продукция перестала продаваться, а это меня хорошо кормило в свое время, я остался с очень низкой зарплатой и, как раз, тогда переключился на педагогическую деятельность и не пожалел об этом. Сейчас будет пять лет, как я занимаюсь преподаванием, и это здорово повлияло на мою работу – получается, что я от круга не отошел и любимое дело открыл для себя с новой стороны, занимаясь с учениками. Начался новый этап развития, и разнообразие такое проявилось в работе. Вообще, для любого мастера наступает момент, когда нужно ремесло передавать дальше. Человек, как правило, сам чувствует, что уже пора. Вот и у меня это состояние появилось.

Среди гончаров ходят легенды, что глина впитывает негативные эмоции человека и забирает их, ощущали это целительное свойство на себе? Наблюдали, как менялось настроение учеников в процессе занятия?

Во-первых, когда я подхожу к гончарному кругу, у меня никакого нигатива уже нет, он пропадает, даже если что-то было, я уже перенастроен, и во время работы я спокоен, все от меня ушло, глине уже нечего впитывать. А за учениками приходилось наблюдать такое, чаще в мелочах, конечно, но были несколько таких случаев, можно сказать клинических, когда люди приходили в очень тяжелом состоянии – агрессивными, негативно настроенными, и мне нужно было работать как психотерапевту больше, чем как педагогу. Был один такой момент, что девчонки даже выбежали посмотреть, что случилось. Пришел на занятие человек очень накаленный, нервный, и в конце он успокоился, перенастроился, буквально размяк, и это изменение эмоционального состояния происходило на наших глазах, ощущался результат этой работы. Этот человек большой пост занимал, и, видимо, ни на минуту не мог расслабиться, это картина живая была, как глина его умиротворила, и он успокоился. И действует это на всех, потому что у каждого человека есть творческое начало, каждый внутри остается человеком обязательно, внешние факторы – работа, быт часто делают его напряженным, агрессивным, вот это состояние и надо учиться снимать.

Что касается детей – они могут вообще не отходить от круга, за уши не оттащишь, у них глаза горят. Вот это, можно сказать, и есть глинотерапия – просто даже мять глину, это уже какая-то зарядка идет однозначно, это я много раз наблюдал.

Вообще общение, обмен эмоциями, наблюдения за подмастерьями в процессе занятия тоже, наверняка, заряжают? А может, дают пищу для размышления, зачем современному человеку это нужно – возиться в грязи? Пыхтеть над долгой кропотливой работой, он ведь и на работе немало устаёт…

Наблюдать за учениками, конечно, нравится, это очень интересно – люди всегда попадаются интересные, необычные, разные. Конечно, в современной нашей жизни все очень развито технически, механизировано, зачастую штампованно, но человек по природе своей любознательный – ему всегда интересно, как это можно сделать своими руками. Много людей приходят на мастер-классы по гончарному делу, которые никогда этим не занимались. Но у многих есть эта потребность – что-то делать руками, созидание чего-то. Очень важно, когда человек сделал что-то сам, увидел результат своих трудов и тем более, что в керамике он еще может пользоваться этим потом. И вообще современный человек, в каком веке бы он не жил, всегда интересуется прошлым, историей, а перенестись в прошлое с помощью гончарного круга, ощутить себя древним мастером, сотворить изделия своими руками, именно, как это делалось в свое время – на мой взгляд, это прекрасно.

В последнее время творческие мастер-классы приобрели популярность как формат нетривиального такого тимбилдинга. Случалось ли, вам выступать организатором подобных корпоративных вытворюх? И что там такого происходит, что делает мероприятие не только развлекательным, но и объединяющим?

Мы много раз выезжали на такие корпоративные мероприятия, проводили мастер-классы для крупных, известных компаний, и это на самом деле было здорово. Люди заряжались, шутили, увлекались этим делом, с вдохновением творили, заряжались такой общей волной творчества. Для большинства людей это что-то новое, необычное. Многим уже приелись эти походы в боулинг, в пейнтбол, а на таком мастер-классе народ творт, все вместе, при этом каждый что-то делает свое – кто-то кружку захотел, кто-то вазочку, кто-то горшочек, демонстрируют друг другу, сравнивают свои творения, получается такое живое творческое общение, около трех часов просто на одной волне.. И я, конечно, как мастер советовал, придумывал, вносил разнообразие в этот процесс, было очень интересно. Каждый участник остался с оригинальным изделием, со своим, непохожим на другие. Очень приятно наблюдать, когда люди из серьезных дядь и теть превращаются, действительно, в детей, смеются, не притворяются, выдают искренние живые эмоции. В творчестве человек раскрывается и идет контакт — очень живой, интересный – это подкупает в моей работе. Я как мастер получаю огромное удовлетворение.

Вы проводите занятия с детьми и со взрослыми. В чем проявляются яркие отличия разных возрастов, и какие подходы в связи с этим вы практикуете?

Дети радуются, довольны, взрослые радуются тоже как дети, тоже остаются довольными. Эмоции одни и те же – человек радуется и радуется искренне. Подходы у меня, конечно, разные – много методик я сам разработал в процессе преподавания. Я вижу, насколько человек способен к этому делу, потому что способности у всех разные, у кого-то, может, действительно, есть генетическая память. Есть такая теория – что раньше гончаров было очень много, все делалось на гончарном круге, поэтому у каждого пятого, предок был гончар. Возможно, этим людям как раз их генетическая память и помогает.

С детьми, конечно, сложнее, они норовят это тут же помять, могут сломать, с ними просто нужен суперконтроль, но это особая детская энергетика, чистые искренние эмоции, смелость и любознательность. Со взрослыми другие сложности – они мыслят более стереотипно, блоки, шаблоны как бы давят, а ребенок — он более свободен, это всегда так в любом творчестве.  Особенно это касается декора, как я заметил. Когда мы сделали какую-то форму и надо ее задекорировать, взрослые всегда просто в ступоре. А ребенок не будет задумываться, он тут же начнет что-нибудь рисовать, лепить, как-то ее украшать. Взрослый не сможет так сделать, он сядет и будет сидеть, и долго думать, что делать. Есть у взрослого человека блок, который мешает человеку раскрыться. Дети, не задумываясь, сразу действуют, и получается очень красиво.

Вообще, расскажите об обучении. Если взрослый человек задался целью в какой-то мере освоить гончарное дело, сколько времени на это потребуется? И как будет проходить обучение?

Конечно, освоить это ремесло можно в любом возрасте, и сейчас это очень просто сделать, все для этого есть. Когда я начинал в 95-ом году, вообще гончаров в России было человек двадцать, гончарное дело было абсолютно забыто, не было книг, интернета – никакой информации не было совсем. Большую часть приходилось узнавать, изучать, пробовать на своем опыте. Сейчас огромное множество товаров – от гончарного круга до печки, все это можно купить, вес доступно, в интернете множество обучающих роликов, литературы, много гончаров, студий, где запросто можно обучиться этому делу.

Но тем, кто начнет этим заниматься, надо понимать, что это в первую очередь огромный труд, очень тяжелый труд, любое ремесло – это навык, который приходит только с опытом. Так что запастись нужно трудолюбием и огромным терпением, чтобы не сломаться, не забросить и дойти до конца. Потому что гончарное дело – процесс трудоемкий, он состоит из нескольких этапов, и изделие, прекрасно сделанное на круге, бывает такое, что в самом конце работы просто портится – оседает, трескается, теряет форму или цвет по необъяснимым причинам, это огромный стресс. То есть куча времени потрачено на одну вещь, а в результате эта вещь может в печке просто развалиться, треснуть и так далее. Так что это труд, труд, и труд.

Достаточно времени остается на личное творчество? Предпочитаете создавать вещи, если можно так сказать, в современном стиле, приближенные к нашему времени? Или же вдохновляют многочисленные глиняные творения наших предков?

Конечно, для творчества я всегда нахожу время, когда прихожу на встречу с кругом, с глиной, эти моменты, конечно, прекрасны. Сейчас для меня это уже не основная работа, поэтому в такие моменты я просто наслаждаюсь, я предоставлен сам себе, делаю что-то спокойно, без спешки, я не беру сейчас много заказов, чтобы спокойно посвящать себя педагогической деятельности. Но, то, что беру, делаю с удовольствием.

Предпочтения, конечно, находятся. Меня привлекают и всегда вдохновляют классические формы. Я начинал с древнегреческих форм, и сейчас исследую разные направления керамики разных народов. Это невероятно интересно – множество народов, у каждого свои особенности, свой стиль, это такие пласты информации, в общем, я выбираю классику, и она меня вдохновляет. Если брать современное искусство – редко что цепляет, бывают, конечно, любопытные вещи, но очень редко.

С точки зрения профессии – насколько это ремесло может быть прибыльным? Может стать для человека делом, которое его кормит?

Золотых гор это занятие не принесет, потому что это тяжелый труд, как я уже говорил. Как правило, занимаются этим люди немножко «больные» глиной, этой темой, очень заинтересованные в керамике, конечно, оно их кормит, но рассчитывать на сверхприбыли не стоит.

А с точки зрения бизнеса – рискованно или дальновидно? С какими сложностями придется столкнуться тем, кто затевает подобный этому проект? О чем стоит помнить? И каких пряников ждать в результате?

С точки зрения бизнеса — это во многом рискованно, хотя в тоже время абсолютно реально и перспективно. Самое главное – нужно иметь хороший уровень мастерства и терпением запастись побольше и тогда, в общем-то, все реально. В моем случае, процентов сорок клиентов – это те люди, которые пришли по рекомендациям. «Сарафанное радио» приводит новых посетителей в том случае, если ты делаешь свою работу хорошо. Нужна хорошая команда мастеров, специалистов и тех, кто это дело будет продвигать. Конечно, людям это надо, им это нравится, поэтому такая сфера услуг сейчас стремительно развивается, в Новосибирске пока подобных проектов немного, так что спрос явно превышает предложение.

И напоследок, «гончар» что это за слово? И откуда оно к нам пришло?

«Гончар» – это славянское слово, происходит от слова «горн». «Горн» — это специальная двухъярусная печь для обжига глиняных изделий, от сюда слово горнец – горшок. «Гончар» от слов «горн» и «чар» – буквально означает кудесник у печи.

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *