post

Как вы знакомите школы со своей программой?

Я приглашаю родителей и классных руководителей на бесплатный семинар: «Как помочь ребенку определиться с выбором вуза и профессии». Это очень важный момент для понимания родителями важности, значимости ситуации выбора профессии, сложностей, которые испытывает ребенок сейчас и как можно ему помочь во благо его же будущего. На семинаре я описываю актуальную ситуацию на рынке труда, даю алгоритм, как правильно выбирать профессию, на какие параметры надо обращать внимание. Отвечаю на вопрос, почему вложение в образование детей может быть как выгодными инвестициями, так и бесполезными затратами. На этом этапе родители принимают решение, готовы ли они инвестировать в это направление образования. Если да – составляем расписание, начинаем работать.

Как строится работа со школьниками?
Программа включает три модуля: «кто я? Чего я хочу?», «мой профессиональный потенциал», «карьерное моделирование». Работа идет в мини-группах по три, четыре человека. На первом этапе с помощью тестирования, проективных методик и специальных упражнений участники максимально подробно исследуют свою личность, получают ответы на вопросы: «Кто я? Каковы мои сильные и слабые стороны? В чем моя уникальность? Каким капиталом я обладаю – мои навыки и способности?». Вторым пунктом программы идет работа по осознанию своего профессионального потенциала, возможностей и перспектив, которые он открывает. Я не только призываю ребят изо всех сил мечтать, но и учу их, сопоставлять свои способности и навыки с конкретными профессиями или проф.областями, где они смогут их реализовать. Здесь выясняется, что о многих профессиях школьники даже не знают, а это, как правило, именно те профессии, которые будут востребованы в ближайшее время. Даю ликбез по профессиям, знакомлю с атласом новых профессий.

Третий модуль – совместная работа с родителями и ребенком. На основе полученных данных я формирую для каждого ребенка список рекомендаций по профессиям, вместе с родителем мы составляем оптимальный план карьерного и профессионального пути, обсуждаем выбор вуза и специальности, задаем друг другу вопросы, конкретизируем, уточняем, делаем выводы. Зачастую в этой ситуации ребенок открывается для родителей с новой стороны. Активно включаясь в этот процесс, родители лучше понимают и принимают своего ребенка, его решения и выбор. В этом случае у ребенка появляется дополнительный ресурс в виде поддержки родителей, соответственно ему значительно легче сделать осознанный выбор предстоящей профессии и реализоваться в ней.

На чем основывается ваша методика работы?

Первое с чего мы начинаем – это исследование личности, ребята проходят тест «профориентатор», который разработан специалистами-тестологами МГУ. Это очень эффективный инструмент исследования, тест помогает школьникам лучше узнать себя, иногда – узнать по-новому. В нем 3 блока – структура интересов, структура личности, структура интеллекта. Отталкиваясь от результатов тестирования, мы углубляемся в самоанализ через проективные методики, систему «вопрос – ответ», определенные упражнения. Так мы приходим к максимально конкретной и точной картине способностей и интересов ребенка. На этапе планирования, формирования образа будущего я включаю в работу инструменты коучинга, чтобы помочь ребятам найти собственные ответы на свои вопросы.

С какого возраста стоит начинать профориентационную работу?

Самый оптимальный возраст с 14 лет – это 9, 10 класс. Есть время обдумать, определиться с выбором и хорошенько подготовиться к поступлению. Статистика указывает на 2 пика профориентации – школьный возраст, когда ребенок готовится к новому этапу в жизни, и средний – ближе к 40 годам, когда у человека созревают серьезные вопросы на тему своей самореализации. Также важно вести эту работу для выпускников вузов, поскольку здесь статистика весьма неутешительная – 90% испытывают страх, не найти работу, 75% — идут работать не по специальности.

Чем отличается ваша методика от школьной программы по профориентации?

Первое отличие, которое сразу же бросается в глаза, это формат работы. В школе такие занятия ведутся для всего класса, и каждый ребенок зачастую вынужден воспринимать совершенно неактуальную для него информацию, например, если он технарь и уже определился со своим направлением, ему будет не интересно слушать про маркетинг или журналистику, даже «для общего развития», он будет скучать. Я провожу занятия индивидуально или в мини-группах не более четырех человек. В таком формате есть возможность поработать лично с каждым. Очень много говорю с ребятами о них самих. Это индивидуальный подход – я говорю с каждым, вопросы задаю каждому, отвечаю каждому. В ходе такой работы, школьник узнает себя: «Это мое! Мне это интересно! Я хочу этим заниматься!» — для него и для меня это, безусловно, результат.

Различия в формате работы ведут к кардинальному различию в подходах – в школе практикуют формальный подход, отсюда низкая включенность, заинтересованность и как следствие, минимальная эффективность, полезность курса для учеников. Как и на большинстве обязательных уроков в школе, ребята задаются резонным вопросом: зачем мне это надо? Где пригодится?… Здесь еще одно важное различие, это практическая ценность курса, мой принцип – пришел, узнал, понял, воплотил. Я даю и плюсы, и минусы профессии, к которым нужно быть готовым. Список вузов и специальностей, где можно обучиться выбранной профессии.

Есть ли у вас программа для выпускников вузов?

В прошлом году вместе с коллегами из Новосибирска мы проводили конференцию для выпускников вузов по специальности «управление персоналом». Пригласили экспертов из разных областей, обсуждали, что сейчас актуально в HR бизнесе, как можно стартовать в нем, какие пути развития карьеры можно простроить уже сейчас.

Этот опыт показал, что такая работа необходима выпускникам вузов, также как и школьникам. Зачастую на выходе из вуза молодые люди испытывают ощущение неопределенности и потерянности, вместо ясных планов и радости начала чего-то нового.

В каких случаях профессиональная консультация может помочь взрослому человеку, состоявшемуся специалисту?

Чаще всего ко мне приходят с вопросами: тем ли я занимаюсь? На своем ли я месте? На работу иду как на каторгу, больше не хочу работать на дядю, что делать? Хочу что-то изменить в жизни, не знаю что, не знаю, с чего начать.

Здесь главная задача вместе с клиентом проанализировать, рассмотреть со всех сторон его уникальный жизненный и профессиональный опыт, карьерный капитал, наработанный годами. Большинство обесценивают свои способности и опыт, предполагая, что «так может каждый». Во время нашей работы человек с восторгом открывает в себе уникальную комбинацию компетенций и способностей, которая на самом деле «огого!» чего стоит. Взгляд со стороны, объективное признание твоих способностей незаинтересованным бесстрастным третьим лицом, помогает человеку увидеть себя по-новому и построить новые эффективные сценарии работы и жизни.

Эффективное планирование тоже необходимая часть коуч-сессии, в ходе которой появляется осознание, в каких областях и профессиях можно максимально эффективно реализовать свой потенциал. Бывает, что кардинальных перемен не требуется, важно лишь построить пути движения по карьерной лестнице или, например, пути дополнительно заработка.

Как строится работа? Достаточно ли будет одной консультации?

Бывает, что достаточно. Кому-то хватает одной встречи, чтобы «пазл сложился». В большинстве случаев необходимо две, три консультации. На первом этапе мы снимаем скрин состояния на сегодня: где сейчас человек находится, где он хочет быть, что у него уже для этого есть, что нужно наработать – здесь оформляется план предстоящей работы. На втором – исследуем личность, ресурсы, мотивацию, интересы, цели, все, что важно знать о себе, чтобы двигаться по жизни более осмысленно и целеустремлённо. Третья встреча, как правило, завершающая – анализ, полученной информации, четкий план действий по воплощению собственных планов. Чаще всего этого достаточно.

Иногда продолжаем работу в формате коуч-сопровождение, если человеку необходима дополнительная поддержка, энергия, чтобы преодолеть страхи, неуверенность в себе, конкуренцию. Это дает клиенту дополнительный ресурс на первом, самом сложном этапе перемен и перезагрузок.

Проводите ли вы консультации по скайпу?

Да, разумеется, если такой вариант клиент считает наиболее удобным – работаем в скайпе. Хотя, безусловно, личные встречи более наполнены эмоционально, это тоже важно.

Как с вами связаться и обсудить мою ситуацию, сможете ли вы мне помочь?

Прежде чем начать работу, я приглашаю вас познакомиться. За полчаса общения лично или в скайпе, вы озвучиваете свой запрос, мы обсуждаем, как я смогу вам в этом вопросе помочь, насколько комфортной будет совместная работа. Это необходимый момент знакомства и выбора, как для клиента, так и для психолога. Бывают ситуации, что человеку нужна помощь иного характера – я перенаправляю к специалисту.

Сколько стоят ваши услуги?

Индивидуальные консультации : 2500₽ час для взрослых и 1500₽ час для школьников.

Автор: Ольга Саликаева

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *