post

Для чего профориентация взрослым
Об этом и о том, чем отличаются инвестиции в образование от затрат рассказала психолог-профориентолог Жанна Карасёва.

Консультации по профориентации набирают популярность не только среди выпускников школ, но и среди взрослых после 35 лет. С первыми все понятно: человек стоит на пороге взросления, и ему важно сделать правильный выбор, не имея достаточного жизненного опыта. А вот зачем профориентация взрослому состоявшемуся человеку?

35 лет — это тот рубеж, когда человек начинает задумываться о смысле жизни, о том, как найти свое призвание, тем ли делом он занимается, уверена Жанна Карасева.

– Я занялась профориентацией, потому что сама искала себя длительное время, пробовала себя в различных направлениях. Работала бухгалтером, в кадровом бизнесе, в управлении продажами. В 2013 году я поняла, что устала от коммерции, эта деятельность стала для меня очень утомительной: пропал интерес, мне приходилось заставлять себя идти на работу. И я ушла в никуда.

Тогда я задумалась, чем я могу заняться, имея огромный профессиональный опыт, большое количество профессиональных компетенций? Решила, что все это я могу объединить в профессии бизнес-тренера: у меня есть психологическое образование, я знаю бизнес. И я могу обучать взрослых, поделиться с ними своим опытом. Столкнулась с тем, что подобная проблема возникает у многих – человек перестает получать удовлетворение от работы, чувствует, что занимается не тем.

Скорее бы пятница!

– Большинство людей ждут пятницы уже со среды, потому что, работая на нелюбимой работе, теряешь много энергии и сил. А так бывает, когда человек занимается тем, к чему не лежит душа. Тогда минуты кажутся резиновыми. А в выходные надо переделать домашние дела, человек просто не успевает восстановиться. Замкнутый круг.

Пример из практики. Женщина, ученый-химик, пришла на консультацию с жалобой на то, что и работа ей не нравится, и денег не хватает. Во время разговора выяснилось, что она очень любит свою работу и имеет массу интересных наработок, пишет научные статьи, но не получает обратной связи от начальства, откровенно говоря, ее не хвалят и у нее нет подтверждения своей значимости. Она рассказала, что несколько лет работала в США, где создала программу по обмену опытом среди молодых специалистов, но убрала ее в «стол».

В таких случаях совершенно не обязательно оставлять работу, нужно просто искать другие ниши. К примеру, заняться репетиторством или запустить программу, разработанную за рубежом, здесь. Кроме того, выяснилось, что она увлекается стилистикой и имиджем, она может двигаться и в этом направлении.

Не всегда нужно отказываться от старого, увольняться с работы, к примеру. Можно начать заниматься чем-то еще параллельно со своей основной деятельностью.

Когда Альберта Эйнштейна обвинили в безумстве, он ответил: «Делать всегда одно и то же и ждать других результатов — вот признак безумства».
Зачастую люди годами делают одно и то же, и удивляются, почему ничего не меняется. Порой нужно сделать шаг назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Кто этого не боится, у того все получается.

Работа мечты

– У меня есть тренинг «Работа моей мечты», где я всегда спрашиваю участников, а что для вас счастливая работа? Версии у всех разные: для кого-то важен коллектив, кому-то важно чувство значимости, самореализация, карьерный рост. Но для большинства, конечно, это доход.

Объясняю, что деньги — это не ценность, а результат нашей деятельности. Это показатель того, в том ли направлении мы движемся. Общественные стереотипы зачастую не дают двигаться дальше. Многие считают, что любимое дело не может приносить доход.

Часто звучит мысль: «за большие деньги я могу делать все что угодно». Спрашиваю: 100 тысяч в месяц для вас большие деньги? А что вы не любите больше всего на свете делать? Допустим, человек не любит заниматься уборкой. Моделируем ситуацию: готовы ли вы ежедневно с утра до вечера заниматься уборкой за 100 тысяч? Как правило, ответ – «нет».
Предлагаю пройти «Тест миллионера»: представьте, что у вас столько денег, что хватит на несколько поколений вперед, вам не надо их зарабатывать, чем бы вы тогда будете заниматься? Если исключить денежную составляющую, люди показывают истинную область интересов. Как правило, человек талантлив в том, что ему по-настоящему интересно.

Затем прошу написать список своих умений и навыков. Потом мы выстраиваем систему монетизации того, что вы умеете делать. Тут тоже появляются неожиданные мысли.

Но даже тогда людям страшно решиться на это: а на что я буду жить? А вдруг не получится?
Когда человек находит дело, которое действительно ему по душе, такое, которое дает энергию, а не отнимает ее, он сам хочет развиваться в нем, изучать его. Он будет тратить на это уйму времени, но при этом перестанет считать его потраченным впустую.

Все это неизбежно приводит за собой и деньги. Самое главное, чтобы человек пришел к этому самостоятельно. Конечно, для этого понадобится время, опора и уверенность в себе. Среди взрослых людей очень много талантов, но часто они их обесценивают. Считают, что это не важно, это никому не нужно.

Всегда есть пути монетизации своего таланта. Когда человек видит эти пути, он идет и меняет свою жизнь. Порой мне кажется, что люди приходят ко мне за… разрешением. Им необходима поддержка, важно, чтобы кто-то сказал: «да, так можно, идите и пробуйте».

Найди свой икигай

Японцы говорят: найди свой икигай, и ты отыщешь себя. Понятие «икигай» можно расшифровать примерно как «то, что придает жизни смысл, то, что заставляет нас просыпаться каждое утро с радостью».

Другими словами, икигай — это по-восточному изящное и компактное определение вашего главного интереса, того дела, которое приносит радость в вашу жизнь.

Ответьте на вопросы: Что я умею делать? Что я люблю делать? Что нужно людям? Что приносит мне доход?

Когда все четыре составляющих — способности, интересы, полезность и доход – складываются, тогда и наступает икигай, удовлетворенность своей деятельностью и жизнью.

Порой люди говорят, что мечтают о том, чтобы хобби стало работой. Я предостерегаю: имейте в виду, как только хобби перерастет в работу, оно перестанет быть хобби. Хобби — это то, чем ты занимаешься в свободное время для удовольствия. Всегда нужно задавать себе вопрос: а готов ли ты этим делом заниматься ежедневно, не отслеживая время.

Вверх или вперед?

Карьера тоже имеет свою систему, ее тоже нужно строить. До 30 лет важно понять и попробовать свой потенциал, наработать разнообразный опыт, приобрести свою ценность. От 30 до 40 лет нужно вырабатывать в себе компетенции, чтобы двигаться к высшим уровням организации, либо уйти в область экспертности и обучать тому, что умеете сами, делиться своими умениями и навыками. Когда человеку интересно, ему хочется расти, развиваться. В таком случае человек становится экспертом. А деньги там, где есть экспертный уровень.

В любой работе есть и плюсы, и минусы, в любой работе есть рутина. Поэтому важно видеть вектор развития: если человек заскучал, значит нужно двигаться либо вверх — карьерный рост, либо вперед – линейное развитие. За рубежом принято считать, что цикл профессионального развития составляет три года.

Как только человек начал задыхаться на своей работе, нужно что-то менять. Не все способны двигаться вверх по карьерной лестнице, потому что не все могут быть руководителями, не все могут принимать жесткие непопулярные решения.

Часто людей останавливает страх перемен, боязнь того, что он не справится. Из зоны комфорта выходить страшно. А развитие именно там. Нужно двигаться, нужно верить в себя. А в этом как раз и помогают профориентационные консультации.

Инвестиции в образование

– Зачастую родители навязывают ребенку свое волевое решение — куда поступать, какое образование получать. Ребенок тратит время на обучение, родители тратят деньги на образование. А в результате по полученной специальности идут работать единицы. Как сделать правильный выбор?

– На своих консультациях для родителей я рассказываю, в каких случаях они сделают инвестиции в образование, а в каких понесут затраты. Дайте ребенку возможность выбора, поддержите его, потому что это его жизнь.

Я помогаю ребенку понять, кто он, какие у него способности, выявляю сильные и слабые стороны. Мы исследуем области его интересов, изучаем его интеллект. Все это оптимально сделать в 14-15 лет.

– Очень часто в школах уже с пятого класса детей разделяют по профилям. Насколько это правильно и оправдано для школьников среднего звена?

– Это одна из самых частых проблем, с которыми обращаются ко мне родители. Я категорически не согласна с таким делением. 11-12-летним детям нужно предоставить возможность попробовать себя как можно в больших сферах. Сегодня ребенок хочет рисовать — пусть порисует, завтра захотел петь — пусть поёт. Это возраст познания себя. Интерес – это жизненная электростанция, которая дает нам энергию действия.

Зачастую влияние на выбор вуза оказывают и учителя, которые рекомендуют ребенку сдавать ЕГЭ по тем предметам, где он хорошо успевает.

Пример из практики. Мама хочет, чтобы дочь поступала на химико-технологический факультет, потому что у девочки хорошо идет химия. В школе отличный учитель, который смог увлечь детей. Это здорово! А девочка — творческая, она пишет стихи, шьет, увлекается дизайном одежды, придумывает рецепты. У нее глаза горят, когда она говорит об этом. Конечно, она может поступить — для родителей! – и даже закончить этот факультет, но она не будет заниматься химией, рано или поздно все равно уйдет в творчество.

Инвестиции в образование могут быть лишь тогда, когда ребенок идет учиться, опираясь на понимание своих ресурсов: интересов, способностей, умений, навыков, которые он сможет реализовать в подходящей профессии.

автор статьи: Наталья Сковрунская

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *